Пятеро в горах, не считая газона 66-го: как поисковики вахту по Первой мировой готовят

А слабо во время ливня выбраться на армейском грузовике через грязевую жижу по отвесным карпатским тропам на высоту 1200 м над уровнем моря?

 

Отпустите меня в Закарпатье 
 
Карпаты: дурманящий воздух, горы, сочные салатово-зеленые луга. До облаков можно дотянуться рукой. Коровы с большими колокольчиками разбрелись по «украинским Альпам» - чем не место для съемок шоколада «Милка»? Так и хочется погрузиться в эту безмятежность и отвлечься от серых рабочих будней.  Эх, сезон отпусков, время беззаботности… 
 
А ведь есть и другие Карпаты, о которых вам не расскажет ни один гид. Это – Карпаты послевоенные. Они хранят историю столетней давности, когда на грозных хребтах, живописных лугах и в опасных ложбинах проходили боевые действия времен Первой мировой войны. Именно в такие, исторические Карпаты и отправилась первая пятерка поисковиков ВОО «Союз «Народная Память». 
 
Нет, они не стали счастливыми обладателями профсоюзных путевок – они должны подготовить лагерь для поисковой и военно-мемориальной экспедиции «Международная Вахта Памяти "Черемха-2016», которая посвящена 100-летию битвы за Карпатские перевалы. Мероприятие проводится при поддержке Государственной службы Украины по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции в партнерстве с Ивано-Франковской и Закарпатской областными государственными администрациями. Срок проведения: 22-28 августа 2016 года.
 
Из машины вышли двое
 
Пятница, 14 августа. Группа прибывает на место. Внедорожник с заляпанными столичными номерами останавливается возле какой-то сельской хаты. Подножье горы Кукул. Высота крайней точки – 1300 метров над уровнем моря. Именно туда и придется подняться нашим пятерым «квартирьерам» для того, чтобы выбрать место для обустройства лагеря. Затем – поднять на место продовольствие, оборудование, снаряжение. 
 
- Слушай, сегодня ж не пятница 13-го августа. Вроде 14-е. А льет как из бездонной бочки. Каким «макаром», интересно, мы вылезем на гору? Там подъемы в градусов 40. Ни один местный не захочет нас туда везти, - с иронией замечает Александр Куковеров, поисковик АСМПО «Обелиск», прибыв с коллегами-поисковиками в точку начала экспедиции – поселок Ясени. 
 
К слову, из этой точки и будут совершаться подъемы в готовый лагерь. Небольшими группами, при плохом прогнозе погоды, людям придется подниматься, что называется, на своих двух. При удачных раскладах – поможет военный ГАЗ-66.
 
- Ничего, найдется герой – дело-то благое – воинов найти надо да похоронить их по-человечески. Здесь люди серьезно к таким вещам относятся. Не боись, археолог ты наш! – с бодрецой отвечает куратор группы Евгений Куковеров. 
 
О, Боже, какой мужчина…
 
Справедливости ради стоит отметить, что оптимизм наших «первопроходцев» все же оправдался: автомобиль (а главное – смелый водитель), для подъема груза в лагерь все же нашелся. Правда, с большим трудом. 
 
 
- Представьте себе крутой подъем в горы. Узкая колея, по которой едва сможет пройти грузовик. Кругом – ямы, овраги, грязь по колено да потоки ручьев, которые образовались от проливных дождей. Вот кто согласится сесть за руль 4-тонного грузовика, доверху набитого нашими пожитками, и поднять нас на самую высокую точку горы? – делится впечатлениями Сергей Белоконь – руководитель сектора полевого поиска ВОО «Союз Народная Память».
 
 
- Думали, что вахта сорвется – погода явно играла против нас. Однако нашелся на все село один «водила», который не испугался доставить нас по опасному маршруту. Юра его зовут. Крепкий такой мужичок, лет 40 ему. Ох, мне бы такие нервы: когда преодолевали первый опасный участок, машину резко начало кренить вправо. Думали через борта кузова выпрыгивать. Не пришлось – грузовик так завалился, что из кузова мы просто скатились на землю…
 
Грязные, мокрые, под проливным дождем. Мат-перемат. «Шишига» (это название благодаря военным прочно приклеилось к ГАЗ-66 еще со времен СССР) чуть ли не лежит на боку. И что тут делать? Одними проклятиями и воспоминаниями такой-то матери не обойдешься – надо действовать. А вот Юре – все по «барабану»!
 
Железные Фаберже 
 
- Я обалдел от того, какие железные у мужика… ну, нервы, я имею в виду. Мы ходим вокруг машины и придумываем, как ее вытянуть из этой ловушки, а он спокойно так оценил ситуацию и говорит: не волнуйтесь, мужики, вылезем! – говорит Александр Куковеров. – И что вы думаете? Вытянул же! Благодаря лебедке! Привязались к дереву тросом – и давай «молотить». Вот же техника, где угодно пройдет!
 
 
Между тем, по словам ребят, приключения на этом не закончились: через метров 500 подъема в гору машина попала еще в одну западню, провалившись задней осью в обрыв. Снова железные… нервы Юрия и его опыт помогли: машина поперла дальше, как ни в чем не бывало. И снова – на тебе: буквально за полсотни метров до заветной точки полетел генератор.
 
 
- Е-мае, выезд начался в 12:00. Пробирались как могли, провалились один раз, потом – еще раз. Вот она – финишная прямая! Рукой подать до «конечной». Темнеет – 21:20 на часах. И тут этот чертов генератор! Фары не работают, гидроусилитель руля – тоже. Попробуй без него поверни баранку этой махины. Верх блаженства: ливень еще начал лупить. Часа пол проковырялись, но поломку ликвидировали. Ура! Мы – на месте, аж не верится! – смеется Александр Куковеров. Которого, к слову, в этот момент начинаем называть по-дружески – Куковерыч…
 
 
Итак, подъем совершен. Лагерь почти готов. Еще пару дней – и Всеукраинская поисковая экспедиция «Черемха-2016» забурлит, закипит. Сюда, как и в прошлом году, съедутся поисковики из разных уголков Украины. Не в отпуск, не на съемки рекламы шоколада. Их цель – найти тех, кто пропал безвести в те далекие годы, когда в Карпатах проливалась кровь всех, кто попал в жернова Первой мировой войны.