«Победа в воздухе – осколки на земле»

Представителями ВОО «Союз «Народная Память» были найдены фрагменты самолета времен 1941-1944 гг.
Совсем недавно на горячую линию ВОО «Союз «Народная Память» поступил звонок с Житомирщины, от Полищука Петра Степановича, который рассказал, что звонит по поручению директора и является представителем ООО «Каменское». Петр Степанович сообщил, что на полях, которые арендует их предприятие, возле села Шевченко, Романовского р-на, Житомирской области, механизаторы постоянно находят фрагменты металла зеленого цвета. Какой именно технике принадлежит металл – непонятно, но есть вероятность, что этот дюралюминий еще времен Второй мировой войны.
 
Такое предположение было сделано неспроста. Петр Степанович – местный житель села Шевченко. Еще в детстве он слышал от своей матери истории о жестоких воздушных боях, которые велись над селом в годы Войны. Местные поговаривали, что в одном из них над селом было сбито 6 советских самолетов. Один упал на поле возле села.
 
Старший брат Петра, будучи еще мальчишкой в те послевоенные годы, не раз бегал на поле и собирал обломки упавшего самолета, просто сдавая их на металлолом. По словам матери, ему удалось тогда унести фрагменты одного крыла и хвост – большую часть фюзеляжа самолета, лежащую на поверхности. Остальную же часть, находящуюся в земле, никто не хотел раскапывать. Все, даже самые любопытные, боялись обнаружить там невзорвавшиеся боеприпасы и погибшего пилота.
 
Со временем все стали забывать об упавшем самолете. С 60-х годов, после мелиорации (осушения земель), на поле начали проводиться сельскохозяйственные работы. В итоге земля много раз была перепахана, а части самолета растащены по большой территории. Но вот, спустя столько лет, найденные фрагменты металла вновь напомнили местным о трагедии давно минувших лет.
 
Именно поэтому, Петр Степанович и связался с нашей организацией, чтобы представители «Союз «Народная Память» приехали и помогли установить историческую правду. Возможно найденные фрагменты как раз являются обломками того сбитого советского самолета.
 
В начале октября 2016-го, наши поисковики отправились на разведку в Романовский район и, пройдя по полю с металлоискателем, нашли множество обломков, о которых говорили механизаторы.
 
 
Также, с помощью прибора глубинного поиска - магнитометра, установили места мощных сигналов. На глубине 3-4 м прибор показал большое скопление металла. Было принято решение – начать работы по извлечению и исследованию обломков.
 
С 18 по 21 октября поисковики ВОО «Союз «Народная Память» работали на в поле у с. Шевченко. Стоит отметить, что благодаря действенной помощи директора ООО «Каменское» Грищука Олега Петровича, ребятам предоставили уютное и теплое жилье, организовали трехразовое горячее питание в местной столовой. Для большей эффективности работ на поле, выделили необходимую тяжелую сельскохозяйственную технику – экскаватор, бульдозер, кран, машину с водяной помпой.
 
Первым этапом работы – было определение и ограждение точной территории падения самолета. Далее в работу вступил бульдозер, который убрал и сохранил 60-сантиметровый чернозёмный слой земли.
 
 
После, поисковики сделали пару проверочных шурфов, чтобы удостовериться на правильном ли они пути. И действительно, в грунте попадалось все больше и больше обломков. Поисковикам пришлось бы много и долго копать, чтобы достичь нужной глубины. Но, к счастью, под рукой был экскаватор.
 
 
Землю из каждого поднятого ковша нужно было проверять, неоднократно спускаться в раскоп с лопатами и щупом, тщательно изучать каждый сантиметр отвала. Этот процесс очень важен, так как нельзя было допустить повреждение или потерю находящихся в грунте фрагментов самолета.
 
 
И вот, этот момент настал. На глубине больше 3 метров поисковики щупом уперлись в металл. Это говорило о том, что фрагменты самолета уже совсем близко, поэтому дальше предстояла аккуратная ручная работа по извлечению и очистке найденных артефактов.
 
 
Как оказалось, глубоко в земле – в «перемешке» из чернозёма и глины, находился самолетный двигатель с лопастями винта. Нашим поисковикам пришлось изрядно попотеть, чтобы он предстал перед глазами.
 
 
Работы поисковиков не остались без внимания местных жителей и СМИ. Интервью для телеканала «1+1» дал Евгений Куковеров, исполнительный директор по полевому и архивному поиску ВОО «Союз «Народная Память».
 
 
Собралось много школьников из близлежащих сел, которые впервые в своей жизни воочию наблюдали работу поискового отряда. Многие снимали фото и видео, в то время как представители «Народной Памяти» рассказывали о событиях Второй мировой войны и отвечали на вопросы.
 
 
С 4-х метровой глубины находка была поднята с помощью крана.
 
 
После этого, двигатель с лопастями винта промыли водой. Теперь можно было увидеть заводские номера, благодаря которым, поисковики установят тип самолета, год и место выпуска, к какой части он был приписан, а если повезет, смогут узнать весь его боевой путь и даже имя летчика, который управлял самолетом в тот роковой день.
 
 
 
Остался ли тогда в живых пилот или нет – неизвестно, но поисковики сделают все возможное, чтобы восстановить историю того боя.
 
На данный момент остается только один вопрос: фрагменты какого именно самолета удалось обнаружить поисковикам? По номерам и визуально, найденный мотор идентифицируется как М88. Его устанавливали, как на самолеты типа Су-2 так и Ил-4. По данным Центрального архива Министерства обороны бывшего СССР (г. Подольск), на этой территории в небе войны сражались бомбардировщики обеих модификаций. Одним словом, все еще ведется жаркая полемика по этому поводу. Только после скрупулёзной работы с изучением всех нюансов, поисковики точно смогут назвать тип самолета.
 
В любом случае, будь это Су-2 или Ил-4 – находка довольно уникальна, и с уверенностью можно сказать, что для представителей ВОО «Союз «Народная Память» далеко не последняя.
 
 
С найденными артефактами можно будет ознакомиться в одном из Центральных музеев Украины, куда в скором времени они будут переданы.